Становление театра

Школьный театр

Одновременно с созданием русского придворного театра, в 1770–1780-е годы, на Руси возникает совершенно иной тип раннего русского театра – так называемый Школьный театр.

Школьный театр зародился в учебных заведениях в Западной Европе XIII века как своеобразный воспитательно-педагогический приём: с одной стороны, разыгрывая сцены на библейские и исторические сюжеты, учащиеся получали наглядные уроки благочестивой и добропорядочной жизни, с другой, совершенствовали ораторское искусство, знание латинского языка, «изнутри» постигали поэтику классической литературы. Авторами школьных драм и режиссёрами их постановок, как правило, были учителя риторики и пиитики.

Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов – Димитрия Ростовского (Даниил Саввич Туптало, 1651–1709) и Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629–1680).

Например, пьеса «Комидия притчи о Блуднем сыне» Симеона Полоцкого написана на сюжет знаменитой евангельской притчи об отце и двух сыновьях. За попрание вековых традиций, «домостроевской» общественной и семейной морали, «блудный» сын наказывается злой долей: «Блудный гладен, продаёт последнюю одежду, облекается в рубище, службы ищет, пристает к гоподину, посылается свиния пасти, пасет, яст со свиниами, свинию погубил, биен…» и так далее. Чтобы окончательно не пропасть, он вынужден вернуться под родительский кров, обретая, таким образом, верную дорогу в жизни. Мораль пьесы открыто провозглашается в эпилоге:

«Юным се образ старейших слушати,
На младый разум свой не уповати;
Старим – да юных добре наставляют,
Ничто на волю младых не спущают…»

Публичный театр

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Для него было выстроено здание на Красной площади, названное «Комедиальной храминой». Там давала спектакли немецкая труппа антрепренера и актёра одной из странствующих «англо-немецких» трупп Иоганна Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые не имели успеха у публики, да и сам театр вскоре прекратил своё существование: Петр I перестал в 1706 году его субсидировать, так как не увидел «идеологической отдачи».

Новый этап развития театра в России ознаменовался принятием Императрицей Елизаветой Петровной первого законодательного акта о театре в 1750 году, по которому разрешалось устраивать в частных домах вечеринки с представлениями «русских комедий», но без образов на духовные лица.

В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого Провинциального публичного театра с русскими актёрами, художниками и музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял сын костромского купца, первый известный русский актёр Федор Григорьевич Волков. Он собрал небольшую группу сверстников и с ними летом 1750 года начал ставить спектакли в кожевенном амбаре. Эти спектакли привлекли широкий круг зрителей. Появилась необходимость иметь специальное театральное здание. Фёдор Волков построил здание театра с декорациями и машинами, открытие которого состоялось в начале 1751 года. Прослышав об этом Театре, императрица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору. В 1752 году выписанный Театр переехал из Ярославля в Санкт-Петербург. На основе этой труппы в 1756 году Указом императрицы был создан Театр «для представления трагедий и комедий». Он получил название Российский театр. Директором его стал Александр Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, который прославился исполнением главных ролей в трагедиях А. Сумарокова.

«Старинные историки русского театра приписывают Волкову сочинения целого ряда пьес, а также других поэтических произведений; из них до нас не дошло ничего и это заставляет еще больше в справедливости подобных сведений, которыя могли возникнуть от смешения Ф. Г. с его однофамильцами. С большим, по видимому, основанием, можно приписывать ему сочинение такой эпиграммы: «Всадника хвалят: хорош, молодец, Хвалят другие: хорош жеребец. Полно, не спорьте: и конь и детина Оба красива, да оба скотина». (Варнеке Б. В. История русского театра. Ч. 1 : XVII и XVIII век / Б. В. Варнеке. – Казань : Типо-литография Императорского университета,1908. – [2], IV, 361 с.)

Так был создан первый профессиональный постоянный государственный публичный театр под названием Российский театр. Уже в XIX веке, а именно с 1832 года этот Театр стал называться Александринским. Новое здание для него, а затем и ансамбль Александринского театра были построены русским архитектором Карлом Ивановичем Росси. Этот государственный театр переименовывался в своей истории несколько раз. Александринским он назывался до 1919 года, а в 1919 году ему дали имя Академический театр, в 1920 году он стал называться Петроградским академическим театром драмы. После 1924 года в связи с переименованием города Петрограда в Ленинград этот театр получил имя Ленинградского академического театра драмы им. Александра Сергеевича Пушкина. В конце XX века, когда городу Ленинграду было возвращено его первоначальное название Санкт-Петербург, театру было возвращено название Александринский.

«Из всего, что шло на сцене Александринского театра в Пушкинские спектакли в 1899 г., «Пир во время чумы» единственное произведение, впервые поставленное на сцене. Обстановка нисколько не содействовала впечатлению. Она была суха, скучна, казенна. Пир изображался десятком актеров, уныло приткнувшихся к столу. Фона не было. Не чувствовалось ни вакхического веселья, ни хмурого ужаса чумы. По моему, все время должна слышаться музыка; ужас смерти, покрытый гулом возбужденной толпы; призрак исхудалых мертвецов, и пляска всеуносящего забвения. Роскошь, позолота, блеск; разложение, гроб, лохмотья. Мертвые, не думающие ни о чем, и живые, старающиеся думать о жизни… И когда Мэри поет свою заунывную шотландскую песню, она врывается в шум веселья, как похоронный звон колоколов с погоста… Еще за минуту, царило веселье в полном разгаре, но постепенно в него внедряется скорбный напев, воскрешающий уснувшую мысль о «другом береге», и стеснение находит на толпу пирующих, стихает бубен, приостанавливается бег танцующих пар… И так до конца идет эта смена настроений… (Кугель А. Р. Русские драматурги : очерки театрального критика / А. Р. Кугель (Homo novus) ; ред., примеч. В. Ф. Боцяновского. – Москва : Мир, 1934. – 179 с.).

Народный театр

В 1760-е годы правительство выступило с инициативой по созданию специальных «народных театров». Результатом этой инициативы стало, например, создание в 1765 году Народного театра в Санкт-Петербурге, на пустыре в конце Малой Морской улицы, где специально соорудили деревянный амфитеатр без крыши. Представления здесь проходили днём, а актёрами стали молодые люди из подмастерьев. В том же году подобный театр был организован в Москве на Девичьем поле, который прекратил свое функционирование лишь в 1771 году в связи с чумой. Эти театры существовали на правительственной дотации, находились под фактическим «приглядом» полиции, но для зрителей были бесплатными. В 1783 году при правительстве был учреждён особый «Комитет для управления театральными зрелищами и музыкой», который разграничил петербургские театры на Придворные и Городские. В этом же году правительство Екатерины II открыло огромный, величественный, с мраморной статуей Минервы с копьем на фронтоне многоярусный каменный театр на театральной площади, где сегодня находится Петербургская консерватория, основанная в 1862 году и получившая имя русского композитора, дирижера и музыкального общественного деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова. С учреждением особого «Комитета» и открытия Театра на театральной площади начали регулярную деятельность «Императорские театры», существовавшие до Октябрьской революции 1917 года.

Частный театр

При Екатерине II в 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу – ныне Марсово поле. Антрепренёром его выступил лесопромышленник Карл Книпер, который соорудил большое деревянное здание для театра.

С 80-х годов XVIII века в Санкт-Петербурге начали свою историю Интимные придворные театры. Первым из них, построенным итальянским архитектором Джакомо Кваренги, стал Эрмитажный театр, представляющий собой камерный амфитеатр-гостиную. В Эрмитажном театре разыгрывались не только профессиональные спектакли, но и любительские, изобилующие намеками на разные дворцовые события и понятные только узкому кругу придворных. Подобные Интимные театры в XVIII веке открывались и в других дворцах и великосветских особняках Санкт-Петербурга.

Крепостной и любительский театр

Новую страницу в истории сценического искусства России открыли Крепостной и Любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе Крепостных театров в ряде городов возникли частные Антрепризы. Крепостные театры держали именитые, образованные семейства. Многие богатые помещики заводили свои театральные труппы. После спектакля артисты шли снова работать на конюшню, в девичью, на скотный двор и в кузницу.

В России со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 – в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741–1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1750–1831) – директора Императорских театров в 1791–1799 гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых.

Спектакли театра вначале давались на двух сценах – городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной, в «дворянском гнезде» – Кусково. Настоящее театральное дело началось, когда руководить труппой стал двадцатишестилетний граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809).

Получив в своё распоряжение труппу крепостных актёров, наспех собранную отцом, он, прежде всего, занялся её совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве. У Н. П. Шереметева был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными костюмами.

Для театральных планов Н. П. Шереметева сцена домашнего театра оказалась слишком мала, поэтому он, прежде всего, построил в Кусково новое здание. Там граф предполагал ставить «большие» оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты.

«За обучением актеров следил сам Шереметев, вместе с тем поручив это дело еще ряду лиц: управителю Вороблевскому и надзирателям. В 1790 г. Шереметев отдает приказание Вороблевскому: «Об обучении и поведении вверенных тебе людей рапортовать меня каждую неделю дважды и не нападая, а в самой истине». Подавались еженедельные рапорты об уроках с каждым учителем, а от учителей управители отбирали тотчас же по окончанию уроков билеты на каждый данный ими урок, и по билетам производилась их оплата.

Для обучения актеров пению учителей выписывали из Италии. Одним из первых был Бабарини, получивший в 1789 г. от Шереметева жалованья 300 руб. в год. В 1791 г. был выписан из Италии певец-тенор Олимпий с окладом в 700 руб. в год…». (Елизарова Н. А. Театры Шереметевых / Н. А. Елизарова ; под ред. В. А. Филиппова ; Управление по делам искусств Мосгорисполкома. – Москва : Останкинский дворец-музей, 1944. – 518 с. : ил., портр.).

Открыв летом 1787 года новый кусковский театр, молодой Николай Шереметев, унаследовавший к тому времени состояние отца, немедленно приступил к строительству ещё одного театра, теперь уже в другом подмосковном имении семьи – Останкино. Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, по сцене Жемчугова (1768–1803). Взятая в дом Шереметевых в возрасте семи лет, она была воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой.

В 1796 году Н. П. Шереметев был вновь призван на государственную службу. Он пытался поддерживать жизнь театра, переведя многих артистов труппы на разные должности при своём московском доме. Однако обязательства казённой службы полностью изменили образ жизни графа. Тяжело переживал он и потерю любимой жены. В 1804 году крепостной театр графа Н. П. Шереметева навсегда прекратил существование.

  • Сцена из пьесы Н.Полевого "Дедушка русского флота"

  • Представление крепостных театров

  • Сцена из исторического представления "Начальное управление Олега". Гравюра (Спб. 1791)

  • Фёдор Григорьевич Волков - русский актёр, основатель первого постоянного русского театра

  • Костюм придворной дамы

  • "Пушкин в театре". Худ. О.Э.Визель

  • Прасковья Ивановна Жемчугова - русская актриса и певица

  • Театр Шереметева в Останкино