От грозного 1941-го до «финального» 1991-го
«Премьера «Ромео и Джульетты» прошла в филиале Большого театра 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны. Надо ли говорить, как трудно было выйти на сцену, сколько нужно было усилий, чтобы хоть немного отвлечься от действительности и почувствовать себя шекспировскими героями. Мы все словно раздвоились в этот вечер… Я столько говорил, переживал своего Ромео, так ждал спектакля! Ещё проснувшись утром, я мысленно пропел и прочувствовал свою роль. И вдруг вместе с сообщением радио в жизнь ворвалось такое страшное, что вся наша работа показалась ненужной… Тем не менее премьера состоялась: зал филиала был полон. Зрители горячо принимали спектакль, исполнители делали всё, что было в их силах. Но как только падал занавес, мы все мчались к репродукторам, чтобы узнать, что происходит на фронте, с тайной надеждой услышать о контрударе советских войск. Сейчас я даже не могу вспомнить своего поведения, творческого ощущения на этом спектакле. Всё поглотила мысль о начавшейся войне, о беде, которая взвалилась на всех нас… Спектакль прошёл ещё два ил три раза… и я надолго простился со своим героем…», – написал в своих воспоминаниях оперный певец и режиссёр Сергей Лемешев.
Режиссёр МХАТа Иосиф Моисеевич Раевский так описывал военного зрителя: «Мы обращались к обыкновенному зрителю, который силою обстоятельств оказался оторван от семьи, от своего предприятия и вынужден был взяться за оружие. В то же время, зритель этот был необыкновенным! Нужно было показывать ему всякое искусство, говорящее ему о торжестве жизни, правды, справедливости».
Театр с самого начала войны стал в числе «мобилизованных и призванных».
Если в начале войны преобладали пьесы, посвящённые «легкой» победе, то уже в 1942 году писатели и артисты стали осваивать более сложный материал: он раскрывал всю тяжесть и боль военного времени, готовил к испытаниям, через которые предстояло пройти. Так в 1942 году родились пьесы, которые отнесены к наиболее значимым в годы Великой Отечественной войны: «Нашествие» Леонида Леонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Русские люди» Константина Симонова.
В годы Великой Отечественной войны многие театры были эвакуированы, организованы «Фронтовые театры» и «Бригады артистов». Одним из примеров театральной деятельности в годы Великой Отечественной войны может служить Фронтовая бригада № 1 под руководством режиссёра Иосифа Раевского. Эта Бригада выступала перед воинскими частями, защищавшими Москву и поддерживала раненых бойцов в госпиталях.
Около 400 театрально-концертных и цирковых Бригад обслуживали части Советской Армии. На фронтах действовали 25 Фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выехало 42000 артистов, давших 1350000 представлений.
Даже в осажденном Ленинграде работал Театр народного ополчения, все актёры которого были вооружены. Также был открыт театр, который официально назывался «Городским», а неофициально – «Блокадным».
Организацию работы всех художественных организаций «на военный лад» возглавляли Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР под председательством Михаила Борисовича Храпченко и Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР под управлением Николая Николаевича Беспалова. Уже 6 июля 1941 года первый из них подготовил директивное письмо, где ставилась задача перехода учреждений культуры к бездотационной работе, пересмотра государственной сети театров и сокращения и объединения отдельных театральных групп.
В целом, организация системы шефства художественной интеллигенции в армии была закончена к началу 1942 года.
По сути Фронтовые театральные бригады продолжили традиции Передвижных театров, созданных в Красной армии ещё по инициативе В. И. Ленина.
Театры в эвакуации долго не «раскачивались», а быстро осваивались и вполне плодотворно продолжили свою работу. Так, ГИТИС, эвакуированный в ноябре 1941 году в Саратов, уже летом 1942 года выпустил очередной актёрский курс, который в полном составе по просьбе самих актёров и их преподавателей с 16 июля 1942 года стал Фронтовым театром. И уж осенью того же года они показывали на Калининском фронте сценическую композицию «Ленин», составленную из эпизодов «Человека с ружьём» Николая Погодина.
Не менее известный театр, ГАБТ, несмотря на свою специфику, – а оперу и тем более балет куда труднее показать в полевых условиях, нежели обычный спектакль – находясь в эвакуации дал десять шефских спектаклей и полтысячи концертов в воинских частях и госпиталях Куйбышева.
Повторим, в 1942 году в Ленинграде был создан новый Городской (Блокадный) театр, который с 1959 года стал Театром им. В. Ф. Комиссаржевской. Представления начинались в три или четыре часа дня, чтобы успеть до комендантского часа. Их прерывали воздушные тревоги и артобстрелы. Своего бомбоубежища в театре не было, зрители и актёры укрывались в соседнем здании Филармонии. После вынужденного перерыва спектакль продолжался.
Со временем в блокадном городе организовали оперную и балетную труппы. Однажды прямо за кулисами умер от истощения артист хора А. Абрамов, были и другие случаи голодной смерти – в театре погибли 64 человека. Но ни разу ни один спектакль не отменили.
В 1942 году Валентин Николаевич Плучек стал главным режиссёром Театра Северного флота.
В 1944 году открыт Малый драматический театр.
В архивах Чувашского государственного академического театра им. К. В. Иванова сохранились материалы, свидетельствующие, что в военные годы особой популярностью пользовались постановки «Чакка» – драма по поэме Семена Эльгера, драма «Нарспи» Константина Иванова, трагедия «Тудимер» Якова Ухсая, повествующая о временах Пугачёвского восстания, драма «Иван Калмыков» Александра Калгана о Гражданской войне, драма «В деревне» Фёдора Павлова.
Появлялись спектакли на военную тематику, направленные на подъём патриотизма и воодушевление людей, находящихся в тылу. Так, уже в августе 1941 года театр подготовил пьесу Георгия Мдивани «Батальон идёт на запад». В репертуар вливались и чувашские пьесы на тему войны, среди которых можно выделить «Богатыри» Иоакима Максимова-Кошкинского (1942), «Лиза Короткова» Николая Айзмана (1943), «Сержант Ванюшин» Никифора Мраньки (1944), «В родном краю» Петра Осипова (1945).
Коллективы многих театров в военные годы работали в тяжелейших условиях: в холодное время помещения почти не отапливалось, зрители сидели на представлениях в верхней одежде, актёры были вынуждены играть при 5–6 градусах тепла, часто отключалось электричество, не было подходящих помещений для мастерских, склада декораций.
Великая Победа принесла советским людям мир, но не покой. Страшная, огненная и кровопролитная война кончилась, но уже начиналась война холодная и одними из первых жертв этой войны становились люди искусства.
Инакомыслие безжалостно искоренялись и в случае обращения к классической драматургии. Например, создатель и художественный руководитель Камерного театра Александр Яковлевич Таиров показал чеховскую «Чайку» с Алисой Коонен, поставил в 1946 году пьесу М. Горького «Старик», но поэтика спектакля оказалась не ко двору. В 1949 году А. Я. Таиров был уволен, а в следующем году театр закрыли.
Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» родило поток конъюнктурных заказных, слащавых «идейных» пьес и параллельное «вымывание» из репертуара классики.
Например, в Липецком драматическом театре репертуарная политика была построена так, что 70 процентов «портфеля» заняли пьесы советских драматургов – в течение трёх сезонов 1946–1949 годов, в репертуаре театра было 21 название пьес советских авторов. Наиболее удачными спектаклями этих сезонов были «За тех, кто в море» Бориса Лавренева, «Русский вопрос» Константина Симонова, «Московский характер» Анатолия Софронова, «Далеко от Сталинграда» Анатолия Сурова. В 1947 году к инсценировке романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» обратились одновременно Театр им. Евг. Вахтангова и Театр драмы.
В 1945 году в столице были созданы Московский драматический театр, Театр драмы и комедии.
В 1951 году открылся Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. В 1957 году в семью московских театров вошел коллектив Театра-студии молодых актёров, переименованный позже в Театр-студию «Современник».
В репертуаре важное место продолжали занимать постановки, посвященные ратным подвигам советских людей.
В те же годы театры всё чаще стали включать в свой репертуар пьесы драматургов дружественных демократических стран, ставить произведения советских и зарубежных авторов, рассказывающие о борьбе за мир. В 1947 году, например, постановку пьесы Константина Симонова «Русский вопрос» осуществили одновременно пять московских театров.
«Оттепель» породила интенсивный процесс обогащения творческого языка театрального искусства.
В 1959–1960-е годы на страницах журнала «Театр» развернулась дискуссия об итогах и перспективах развития режиссёрского искусства, в которой приняли участие практически все ведущие режиссёры страны.
Самым значительным событием «оттепели» стало рождение в 1956 году театра «Современник». Его создал легендарный Олег Ефремов с группой единомышленников. Во главу своих художественных устремлений создатели «Современника» ставили актёрский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали самих себя.
Очень скоро «Современник» стал любимым театром молодёжи и интеллигенции. Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни «Современник» старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своём творчестве реалии и проблемы современного мира.
В 1964 году Анатолий Эфрос стал главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола. Поставил «Чайку» (1966) с бунтующим мальчишкой Треплевым – очень резкий спектакль, в котором не было ничего от привычного мхатовского А. Чехова. В «Мольере» М. Булгакова он говорил об уничтожении художника властью, о том, каким унижениям могут подвергнуть творца. Через некоторое время после премьеры «Мольера» А. Эфроса сняли с должности главного режиссёра. Он перешёл в Московский драматический театр на Малой Бронной; вместе с ним ушли десять актёров. Здесь искусство А. Эфроса достигло расцвета и настоящей зрелости.
В конце 1960-х–начале 1980-х годов заметно изменилась проблематика и жанровая тональность отечественной драматургии. Особое место заняли Студенческие театры и Театры-студии – вышедшие «из подполья» только в 1980-е.
В конце 1980-х годов коренным образом изменились условия существования театров. Была отменена цензура, прекратилась практика «приёмки» спектаклей руководящими органами культуры, отменён контроль за формированием текущего репертуара. Возникло множество новых театральных образований, некоторые из них просуществовали недолго, другие укрепились и стали постоянно действующими театрами.
В 1987 году Анатолий Васильев организовал театр «Школа драматического искусства». Режиссёр, драматург, автор сценариев, либретто и книг Марк Розовский ещё в 1960-е годы руководил знаменитой студией «Наш дом» при МГУ, а театр «У Никитских ворот», возникший в 1982 году – прямой наследник «Нашего дома».
Театр на Юго-Западе, «родившийся» в 1977 году – театр ярких мизансцен и оглушающей музыки, несколько преувеличенной манеры актёрской игры – мир скорее фантасмагорических масок, чем живых людей. В 1980-х годах «Юго-Запад» был невероятно популярен: жёсткая эстетика его спектаклей выглядела неожиданно и современно. Актёры здесь бравировали тем, что пришли в театр из «настоящей жизни»: они работали водителями троллейбуса, дворниками и в большинстве своём не имели специального образования. Звездой сцены был Виктор Авилов – артист с запоминающимся лицом и выразительной пластикой.
История Театра-студии под руководством Олега Табакова началась в 1974 году во Дворце пионеров Бауманского района Москвы. О. Табаков посвящал в тайны актёрского ремесла 16-летних подростков. В 1987 году студия превратилась в профессиональный театр, а в 1992 году – в официальный Театр под руководством О. П. Табакова.
«Табакерка» – фаворит и баловень публики. За годы своего существования из приятного, но неяркого театрального содружества «Табакерка» выросла в модный «звёздный» коллектив, в составе которого Владимир Машков и Евгений Миронов, Евдокия Германова и Марина Зудина, Сергей Безруков и Виталий Егоров.
Константин Райкин возглавил театр «Сатирикон» в 1987 году, Светлана Врагова (Гюрджян) в том же году создала театр «Модернъ».
В 1987 году разделилась труппа МХАТа: с 1989 года МХАТ им. А. П. Чехова – под руководством Олега Ефремова, и МХАТ им. М. Горького – под руководством Татьяны Дорониной).
В 1988 году режиссёр Юрий Погребничко создал в Москве театр «Около дома Станиславского».
В 1988 году под патронажем Театра им. Е. Вахтангова Евгений Симонов организовал Театр им. Р. Симонова.
С другой стороны, «перестройку» пережили не все театры, особенно в провинции. Ярким примером может быть история Волгоградского драматического театра им. М. Горького. Пал, как чеховский «Вишневый сад» под топорами новой формации, театр, с 30-х годов прошлого века вписавший немало строчек в летопись славы города и страны. Перестал существовать, став на тот момент никому не нужным, захлебнувшимся собственными интригами и чехардой с режиссёрами. Его ликвидация в 1988 году стала немалым ударом для многих. Знаменитое здание Волгоградского драматического театра им. М. Горького, однако, было отдано приглашенному режиссёру, на тот момент Заслуженному деятелю искусств Карельской АССР. Помимо здания, Отару Ивановичу Джангишерашвили был дан полный карт-бланш, и он создал первый в России театральный коллектив, работающий на контрактной основе. Впервые один человек в своём лице объединил полномочия главрежа и директора. Если угодно, то и «парторга» тоже. Тридцатилетняя история волгоградского Нового Экспериментального театра продолжается, хотя его основателя уже нет в живых.
-
Постановка фронтового театра
-
Балетная школа в эвакуации г.Молотов (Пермь)
-
"Вечно живые" - первая постановка театра "Современник"
-
Анатолий Эфрос с артистами "Ленкома"
-
"Табакерка", Московский театр Олега Табакова
-
"Король Лир". Театр "Сатирикон"
-
"Тестотерон". Новый экпериментальный театр