Начало начал
Как и когда зародился театр?
Когда звучит этот вопрос, не вполне, конечно, корректный, но очень распространенный, обычно отвечающему приходит на ум Древняя Греция – алтарь Диониса, орхестра и скена, котурны и эккиклема…
Если чуть подольше подумать, то правильней будет ответить, что зачатки театрального искусства существовали ещё в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций.
Только подумайте, первобытный человек, плотно закусивший добытым, как говорится, мамонтом, наверняка сначала почувствовал потребность рассказать об удачной охоте сородичам – гримасничая и размахивая руками, представляя, как он молодецки расправился со зверем. Это уже наверняка потом тот же самый добытчик мамонта возьмет в руки острый камень и начнёт царапать стену пещеры, изображая сценки той самой охоты…
Позже люди начали изображать сцены охоты уже перед тем, как выйти из жилищ – заклинания, пение, танцы и прочее превращались постепенно в ритуалы – дабы умилостивить силы природы и позже Богов. Ритуальные театрализованные представления дожили до наших дней: вы удивитесь, но, например, современные ханты, манси и представители других малых северных народов, «рассекающие» по тайге и тундре на мощных снегоходах, продолжают скрытно праздновать древний Медвежий праздник в особо охраняемых от постороннего глаза священных местах. Но, конечно, большинство народных театрализованных игрищ стали просто экзотическим турпродуктом.
Поскольку первыми «театральными профессиональными актёрами» стали жрецы и шаманы, то театр – воспользуемся для удобства именно этим обобщением, – постепенно приобретал всё большую социальную, религиозную и идеологическую функции. Театр стал мощным средством манипуляции общественным сознанием. Параллельно, а, скорее, взаимосвязано развивалась и развлекательная функция театра. Соответственно, театр превращался не только в инструмент воздействия и развлечения, но и в источник дохода.
И если в Древней Греции на театрализованные богослужения в честь Диониса, которые проходили четыре раза в год, зрители приходили бесплатно, то в Древнем Риме, например, на представления уже «продавались» билеты. Правда, есть сведения, что «билеты» во времена античного театра представляли из себя жетоны, на которых были указаны сектора – вероятно, таким образом удавалось регулировать огромную театральную аудиторию, которая могла достигать 10 тысяч человек.
«Известно, что в Афинах доступ в театр имели, кроме граждан, и жившие там иноземцы, так называемые метэки. В отличие от Дтонисий, когда среди почетных гостей были иностранцы, на состязаниях в Ленеи последние доступа не имели вовсе или не имели не всегда. Очень спорно право рабов бывать в театре. Если кое-где в источниках есть намеки на этот счет, их можно толковать в том смысле, что рабы проникали туда подчас тайком или пользуясь знакомством с надсмотрщиками. Аристотель требует ограничения законом права юношам до известного возраста бывать на представлении комедии ввиду ее непристойности». (Варнеке Б. В. История античного театра / Б. В. Варнеке. – Москва ; Ленинград : Искусство, 1940. – 312 с. : ил.)
Дальше – больше. Магические и ритуальные формы сценических действий набирали масштаб. Но зерно, брошенное на религиозную почву, вырастало в литургические драмы, трагедии, комедии, фарсы и мистерии.
«В дни празднеств народ просиживал в театре, под палящим солнцем, с утра и до позднего вечера. Комедийные поэты поэтому часто жалуются на голод, терзающих слишком усердных зрителей, на солнечный зной, их сжигающий. Колодцы и цистерны, прорытые на территории театра, доставляли воду для питья и освежения». (Гвоздев А. А. История европейского театра. Античный театр, театр эпохи феодализма / А. А. Гвоздев, А. И. Пиотровский. – Москва ; Ленинград : Академия, 1931. – XVI, 696 с.)
В государствах Древнего Востока зародились театральные направления, выросшие в традиционные народный и придворно-аристократический театр в Индии; в Японии – в театр Но, театр Кабуки, театр кукол Дзерури; в Китае – в народный музыкальный театр. Индонезийский культовый театр Ваянг представлен разнообразными формами: ваянг-кулит (театр теней); ваянг-голек (театр объёмных кукол); ваянг-топенг (театр масок); ваянг-оранг (театр живого актёра) и многие другие. В Западной Европе в Средневековье театральное творчество распространялось бродячими актёрами: во Франции это были трубадуры и труверы; в Германии – миннезингеры; в Англии – менестрели; в России – скоморохи. Избавившись от религиозной подоплёки, театральное искусство стало ненавистным для официальной церкви, и представления всех вышеназванных подвергались запретам и гонениям.
Ярким примером профессионального театра считается итальянская народная комедия масок – комедия дель арте. Возникшая в Италии в эпоху Возрождения «ученая комедия» породила научный и литературный подход к сценическому произведению. Театр становится местом и средством развлечения, захватывает массы в свой круг, появляются драматурги и режиссёры, актёры и великие произведения.
В эпоху Просвещения публика театров становится демократичной, появляется новая плеяда писателей-драматургов и теоретиков театра – Вольтер и Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Возникает новая идеологическая доктрина театра. До появления киноискусства театр будет сохранять устойчивое положение.
А что на Руси? В Киевской Руси, например, странствующие скоморохи уже вовсю потешали почтенную публику, и их искусство справедливо получило название «глум». Синоним – «насмешка». Но термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке – значительно позже, чем во многих иных государствах. И, по большому счету, в те времена, когда в Древней Греции уже блистали имена Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; римская империя гордилась именами Теренция, Плавта, Сенеки, и сам император Нерон в качестве актёра выходил на просцениум; в Древней Индии чуть ли не за святых держали древних драматургов Бхаса, Калидаса и Шудрака – на Руси ещё многочисленные племена воевали за территории, охотничьи угодья, и было им, признаться, совсем не до зрелищ – хлеба не хватало. Однако мы лукавим – русское театральное творчество зародилось, как и во всём мире, в эпоху первобытнообщинного строя и кровными узами связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась, естественно, производственная деятельность славян. В играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах, и драматические действа со временем только усиливались. По сути, например, знакомые всем колядки, святочные гадания, праздник Ивана Купалы, элементы свадебных и похоронных обрядов – всё это отголоски того далекого времени.
В современном понятии, русский театр ведёт вою историю с конца XVII века. Одни исследователи обычно указывают на царя Алексея Михайловича, создателя «Комедийной хоромины», проводника западной культуры. Другие указывают на годы правления, с 1613 по 1645, царя Михаила Фёдоровича, собиравшего в «Потешной палате» «потехи» ради московских князей скоморохов всех мастей – певцов, игрецов на музыкальных инструментах и прочих умельцев разнообразных «жанров сценического искусства». Третьи исследователи, решительно переворачивая страницы истории, склоняются, ко мнению, что годом рождения русского театра надо считать 1756 год. Когда императрица Елизавета Петровна собственноручно подписала 30 августа Указ об учреждении в Петербурге государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». Директором стал не кто-нибудь, а стихотворец Александр Петрович Сумароков, которого принято считать и первым русским драматургом. А ведущим актёром в труппе стал легендарный Фёдор Волков, уже успевший произвести фурор в Ярославле, где сам организовал театр.
В любом случае, русский театр остается одним из самых молодых в мире. Но это не помешало ему с лихвою наверстать якобы «упущенное» – если даже и вести отчёт с XVII века, русский театр за относительно короткий срок подарил миру великое множество величайших имён – драматургов, режиссёров, актёров.
Русский театр
В 1068 году впервые упоминаются в русских Летописях скоморохи. Скоморошество – явление непростое и неоднородное. Скоморошество пережило множество этапов в своём развитии и, видимо, первые скоморохи – непременные участники всех праздников и языческих богослужений, – появились задолго до XI века. Они были и первыми хранителями традиций праздничных игр и обрядов.
После крещения Руси наступил длительный период двоеверия. Христианство не победило язычества «с наскока». Что говорить: традиции старых верований остаются в сознании людей до новейшего времени. Основные моменты христианского календаря так или иначе приурочены к календарю народному языческому. Самыми масштабными театральными праздниками в рамках народного календаря были Святки и Масленица. Эти праздники сопровождались драматическими представлениями, кукольными спектаклями, шуточными сценками, сопровождались играми и плясками ряженых. На празднике Святок ходили с вертепом – основной темой вертепных представлений являлось рождение Иисуса Христа (явление ангелов, поклонение волхвам, бегство в Египет, смерть царя Ирода).
К народным придворным представлениям скоморохи стали особенно активно привлекаться во время создания при Московском дворе Потешного чулана в 1571 году, а затем Потешной палаты – год 1613-й.
Гражданские власти и церковные особенно, боролись со скоморохами, но долго не решались запретить их совсем. Позже специальным указом 1648 года царь Алексей Михайлович (1645–1676) выступления скоморохов запретил.
С конца XVII века искусство скоморохов начинает видоизменяться, приобретает новые формы. Место скоморошьих игрищ заняли спектакли «Народного театра», одним из которых стала устная народная драма «Царь Максимилиан», разыгрываемая по всей России. Позже большое распространение получила народная драма «Лодка», сцены которой были связаны с историческими событиями, связанными с крестьянскими стихийными волнениями XVII–XVIII веков, где главным действующим лицом драмы становился благородный атаман разбойников. Популярностью пользовалась и «Комедия о барине».
Параллельно развивался и церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось «Пещное действо» с сюжетом из Библии: три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора; их бросили в печь, но ангел, посланный Богом, спас отроков от гибели.
Царь Алексей Михайлович, отец Петра I (1672–1725), как считается, в 1672 году, во время пира в честь рождения его сына Петра, повелел «учинити комедию», и для того действа устроить «комедийную хоромину», – тем самым создав институт русского театра. Начальник Посольского приказа Артамон Сергеевич Матвеев (1625–1682), выполняя волю царя, нашёл в Немецкой слободе Иоганна Готфрида Грегори (1631–1675), пастора местной лютеранской церкви.
Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 года в специально отстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Ученики школы Иоганна Грегори играли пьесу перед царём на русском языке.
Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». При таком репертуаре нельзя было опираться только на актёров из Немецкой слободы. В принудительном порядке начали привлекать и обучать актёрскому мастерству русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. В театр допускались члены царской семьи и узкий круг их приближенных. В присутствии царя бояре вынуждены были наблюдать за представлением стоя, а женщины только из забранного решетками закрытого помещения. После спектакля-«позорища» все зрители отправлялись в баню – хоть водой грехов и не смыть, а всё-таки. После смерти царя Алексея Михайловича Придворный театр был закрыт и возобновил свою деятельность только при Петре I.
-
Рельеф с изображением Эврипида. Константинополь
-
Римский театр в Оранже
-
Азиатский театр масок
-
Народные гулянья на Руси
-
Скоморох-кукольник
-
Фарнос - шутовской персонаж, прототип Петрушки
-
Модель вертепа, народного кукольного театра на библейские темы