Интересные факты о театре

Наверняка не найдется смельчак спорить, что мир театра - удивительный и прекрасный мир. Применительно к русскому театру, можно добавить, что это и сравнительно молодой мир, однако на скрижалях истории записано уже немало. Предлагаем вашему вниманию несколько любопытных, на наш взгляд, фактов из истории именно отечественного театра.

Русские средневековые актёры, они же скоморохи, известны с XI столетия. Это были нищие люди, не имеющие крыши над головой, и развлекать более обеспеченных соотечественников их заставляла нужда. Часто скоморохи объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты музыкантов, певцов, акробатов, танцоров, дрессировщиков животных. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Несмотря на пренебрежительное отношение к скоморохам, они стали важнейшей вехой в развитии театрального искусства на Руси.

Первый царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу (Тишайшему) и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Первым режиссером стал проживавший в Москве пастор Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Царь остался настолько довольным представлением, что Грегори получил солидный гонорар: «40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев». Окрыленный пастор-режиссер тут же взялся за написание следующего драматургического произведения: «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо».

Первый собственно драматург на Руси – Симеон Полоцкий (1629–1680). Его перу принадлежит пьеса «Комедия притчи о блудном сыне».

Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина».

Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

Изначально актеры не различались по амплуа. От актера требовалось умение и декламировать, и петь, и танцевать. Ему приходилось играть равно и мужские, и женские роли. Профессиональные актрисы на русской сцене появились с времен Елизаветы Петровны. А вот одним из артистов-мужчин - исполнителей женских образов, в историю вошел Константин Зефиринович Пузинский (1836-1915), единственный в России актер-мужчина на ролях комических старух. Пузинский вначале и не думал о профессиональной сцене. Юрист по образованию, он служил в Симбирске судебным следователем. Театр был для него хобби. С гимназической юности он участвовал в любительских спектаклях, причём разыгрывал комические сцены, им самим и сочиненные. Уже тогда он имел особый успех в женских ролях.

Первая русская опера – это опера «Цефаль и Прокрис» (1755). Автор текста - А. П. Сумароков, получивший чин полковника.

Самый плодовитый российский драматург – это Александр Николаевич Островский (1823–1886). Его перу принадлежит порядка пяти десятков пьес, и каких! Многие из них и сегодня составляют золотой репертуарный фонд современных театров.

В дореволюционном театре использовались машины для воспроизведения дождя, грома, ветра и других звуков – это специальные ящики, в которых пересыпались камни, песок.

За проступки по отношению к театральному начальству принимались строгие меры. Так, известен случай, когда актера А. М. Крутицкого продержали два дня при конторе под стражей за оскорбление своего директора.

В дореволюционной России запрещалось проводить спектакли во время Великого поста, а также по субботам.

Сумароков жаловался на поведение зрителей в театре: «Непристойно... съезжавшимся видеть Семиру, сидеть возле самаго оркестра и грызть орехи, и думати, что когда за вход заплачены деньги в позорище, можно и в Партере в кулачки биться, а в ложах разсказывати истории своей недели громогласно и грызть орехи…».